четверг, 13 января 2011 г.

Первый выход в "свет" - идём на развивающие занятия для малышей.


Вы долгое время сидели дома. Занимались с малышом. Но вот он подрос и вам, да и ему, хочется общества. Вы занялись поиском самого лучшего в городе центра детского развития, который подойдёт вам и вашему ребёнку. Реклама прочитана, соседки, подруги и мамы по площадке и в интернете опрошены, семейный совет дал согласие, выбор сделан.
До первого занятия и реального прихода в образовательное учреждение у вас могут возникнуть эти и другие вопросы:
Как быстрее и лучше добраться до центра, чтобы малыш не устал? Как обычно проходят занятия? Сколько времени идёт занятие? За сколько минут до начала занятия лучше всего приходить? Что развивают эти занятия и каким образом? Проходят они с родителями или без них, и почему? Сколько детей в группе? Что нужно взять с собой? Как вести себя, если что-то не получается? Что делать, если вы опоздали? Что делать, если ребёнок ведёт себя не так, как вы ожидали (плачет, испуган, слишком возбуждён или отстранён)?
Ответы на эти вопросы Вы имеете право получить по телефону, на собеседовании, на сайте, на родительском собрании, прийдя на пробное занятие без ребёнка или на заранее обговоренной встрече с руководством, психологом или педагогом.
Отмечу, что прояснение всех беспокоящих вас вопросов полезно: это снижает тревогу и развевает страхи по поводу успеха первого занятия. Также посещение центра или другого детского учреждения до начала занятий с ребёнком имеет ряд положительных моментов:
- так, вы сможете оценить время, необходимое, чтобы добраться туда;
- найти и запомнить самый короткий и удобный путь;
- познакомиться с будущим педагогом;
- посмотреть помещение, развивающие материалы,
- и, по предварительной договорённости, посетить (иногда бесплатное пробное) занятие, на котором своими глазами увидите процесс.
Попробуем ответить на наиболее популярные вопросы, которые возникают на первом занятии или после него.

Вопрос: «Почему мой ребёнок плакал на первом (втором и т.д.) занятии?»

- Во-первых, заметим, что ваш ребёнок, в отличие от вас, не успел морально подготовиться к событию. Он не читал про этот центр, не звонил по телефону, не знает целей прихода, и вообще может думать, что это больница и что его сейчас будут лечить. Даже если вы объяснили, что там будет весело, много детей и игрушек, малыша это может не успокоить или ничего не значить.
Плача, малыш пытается донести и выразить то, что взрослые описывают словами, а именно: «Я испугался», «Мне плохо», «Мне не нравится то, что здесь происходит», «Я хочу тишины», «Я хочу на ручки», «Я хочу домой». То есть это сигнал о желании срочно изменить ситуацию: сделать музыку потише, побыть вдвоём с мамой подальше от большого количества народа, не принимать участия в непонятных ему действиях, совершаемых вокруг, избежать обращения или прикосновения незнакомого (педагога, родителя, ребёнка) и др.
Во-вторых, вы имеете право спросить у педагога после занятия в чём, по его мнению, причина такой реакции. Скорее всего, педагог уже не раз сталкивался с похожей реакцией детей или родителей и сможет дать вам совет, объяснение или хотя бы моральную поддержку и внимание. В экстренном случае, если вы растерялись и не знаете как принято вести себя здесь в таких обстоятельствах, можно спросить «Что мне делать?» у педагога на занятии. Скорее всего, педагог предложит вариант действий (взять ребёнка на ручки, посмотреть со стороны) или даже изменит или исключит задание, чтобы вам было комфортнее. К тому же вы можете положиться на материнский инстинкт, который подскажет вам оптимальное на этот момент решение.
Возможно, при всём этом в голове у вас появятся мысли, что своим плачем ваш малыш мешает другим, и мамы с педагогом будто неодобрительно смотрят на вас. Наверняка, всё обстоит несколько иначе. Зачастую педагог хочет помочь вам, поддержать вас, а мамы сопереживают (например, у них недавно тоже был такой сложный период).

Вопрос: «Почему мой ребёнок ведёт себя не так, как все?» (отвечает не так быстро или вообще молчит, бегает, не хочет танцевать и т.п.)

- Не делайте поспешных выводов. Чтобы раскрыться, ребёнку нужно время и безопасность. Некоторым детям нужно несколько месяцев для адаптации к педагогу, детям, родителям, программе, смене режима. Если вы тревожитесь, беспокоитесь, сами стесняетесь, это состояние улавливает и ребёнок. Он будто думает: «Ага, мама не спокойна, значит, есть повод волноваться и не доверять». Это не значит, что нужно «отключать» свои чувства, возможно, нужно проанализировать их истоки и идти дальше. Часто, подружившись с другими мамами, поговорив с педагогом, вы обнаруживаете недюжинные способности у своего ребёнка (оказывается, он быстро улавливает ритм песенки, хорошо режет ножницами, ловко катается с горки и др.) – главное заметить даже малейший прогресс и поддерживать его.

Вопрос: «Почему он не делает, как другие, того, что от него требуют?»

- Ребёнку нужно время (месяц и больше), чтобы адаптироваться, освоиться, привыкнуть к новым людям, помещению, правилам, звукам. Возможно, ребёнок не понял с первого (2-го, 3-го) раза, что от него требуют. Ему может быть просто неинтересно. Он может себя плохо чувствовать.
Вопрос: «Почему он только смотрит на педагога и других детей, но сам ничего не делает?»
- Во-первых, сложно согласиться с мнением, что ребёнок ничего не делает на занятии. Часто лишь через месяц, а-то и больше, малыш начинает «выдавать» всё, что видел. Причём не обязательно на занятии. Это происходит потому, что, наблюдая, ваш малыш продолжает изучать мир и, как видеокамера, записывает всё происходящее на плёнку. А когда он её прокрутит, мы не знаем.
Во-вторых, повторить всё пальчиковые игры, слова, действия танца или упражнения с первого раза зачастую не могут даже взрослые (испробовано на собственном опыте). Да этого и не требуется.

Вопрос: «Почему каждое занятие мы делаем одно и то же?»

Как говорится, повторение – мать учения. Особенно для малышей. Даже их кратковременная память ещё не велика. Поэтому даже если к концу танца они «включились», это не означает, что он сможет станцевать тот же танец вечером дома, а тем более через пару дней на занятии.
К тому же цель упражнений в таком возрасте – освоение новых навыков (хлопать, катать «колбаску» из пластилина, надевать колечко на пирамидку и т.д.). «Продукт» творчества не столь важен, как процесс. Законченная поделка скорее нужна взрослым, чтобы осмыслить все эти простые действия, похвалиться, оставить на память или подарить подарок, сделанный совместно с малышом.
Однако, бесконечно, на взгляд некоторых взрослых, повторяя одни и те же действия, ребёнок их с успехом усваивает и начинает получать удовольствие от своего достижения, от предугадывания следующего действия.

Быть или не быть?

Если Вы передумали ходить дальше на развивающие занятия (ещё не время, вы должны собраться с духом, сложности с деньгами или со временем, кто-то заболел) или появились другие обстоятельства, Вы можете продолжать обучение и развитие дома самостоятельно. Желательно, правда, предупредить о своём отказе (ведь там вас ждут и готовятся к вашему приходу). У вас всегда остаётся выбор: попробовать прийти ещё раз в этот же центр или пойти в другой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий