четверг, 13 января 2011 г.

Извинения. Как это делать?


Как можно говорить

Здесь требуется СООБЩЕНИЕ (выражение извинения) и, возможно, СОПЕРЕЖИВАНИЕ.
«Виновата. Я не должна была так кричать на тебя. Прости меня, пожалуйста».
«Я ушла в магазин, не спросив, хочешь ли ты пойти вместе со мной. Теперь ты расстроен. В следующий раз я не забуду спросить, хочешь ли ты пойти со мной».
«Возможно, я должна была извиниться раньше. Я знаю, что тебе было больно от того, что я так долго тянула с этим».
«Я была не права, что поссорилась с тобой из-за пустяка. Извини».
«Знаю, что ты очень огорчился по поводу того, что я сказал. Я тогда ошибся. Я был не прав и надеюсь, ты простишь меня».

Как не нужно говорить

«Извини, но я не стала бы кричать на тебя в присутствии твоих друзей, если бы ты сделал то, о чём я тебя просила».
«Не расстраивайся. Ты знаешь, что я не это имела в виду». Если ребёнок так расстроился, то это значит, что он принял сказанное вами близко к сердцу. Не говорите ему, что он не прав, и извинитесь перед ним.

Когда пытаетесь заставить детей извиниться перед вами или перед другим человеком, не настаивайте на том, чтобы они сделали это искренне. Возможно, они сначала не будут искренни, по крайней мере, не сразу. Первое, что они должны усвоить, это то, что они сделали что-то неправильно. Позднее, когда эмоции утихнут, помогите детям подумать над тем, что они кого-то обидели, и подскажите, что им нужно сделать, чтобы исправить положение.

Как можно говорить
«Эта проблема никуда не денется, пока ты не извинишься».
«Ты специально сломал игрушку брата. Как ты думаешь, каково было ему, когда ты это сделал?»
«Я знаю, ты был не в духе, когда говорил такие неприятные вещи, но это не оправдывает того, что ты сделал. Тебе сейчас нужно извиниться». (СОПЕРЕЖИВАНИЕ может смягчить желание реб ёнка защищаться).
«Я слышала, как ты сказал сестре, что виноват. Для меня это много значит. Молодец».
«На тебя это не похоже. Разве ты можешь так обижать людей? Обычно ты бываешь добрым. Тебе нужно извиниться, иначе люди будут таить в себе обиду на тебя». (Всегда неплохо уравновесить жалобы или критику положительным замечанием).
«Не надо извиняться прямо сейчас. Не думаю, что ты уже готов. Я хочу, чтобы ты немного поразмыслил над этим».

Как не нужно говорить
«Если ты не извинишься, можешь забыть о завтрашнем купании». Применение произвольного наказания не поможет вам добиться желаемого, а именно, чтобы ребёнок искренне захотел извиниться за то, что обидел вас, и старался впредь не делать этого. Лучше сказать так: «Я не посажу вас в машину, пока вы не поймете, как надо себя вести. Я никуда не повезу вас, пока вы не перестанете ссориться». (Этим вы покажете, что отказ от извинения естественным образом влечёт за собой последствия, которых можно избежать, просто извинившись).

Комментариев нет:

Отправить комментарий