четверг, 13 января 2011 г.

Массаж грудничкам. Как его пережить? Опыт и личное мнение.


Поводом к написанию данной статьи послужил 1-ый (не очень удачный на мой взгляд)опыт получения массажа моему ребёнку в обыкновенной поликлинике. Скажу сразу, что мною руководят эмоции плюс некоторые знания, которые расходятся с тем, что я встречаю в этом мире. Объясню всё по порядку.
Итак, нам после месяца ожидания (а это не так долго) дали талон на бесплатный массаж. Сразу скажу, что общеукрепляющий массаж (т.е. даже для здорового ребёнка) в первый год его жизни рекомендуют делать 3-4 раза. Домашней гимнастики и массажа, который рекомендуют делать мамам самостоятельно каждый день, естественно не хватает. После профессионального массажа, которая делает массажист или врач, эффекты обычно заметны: ребёнок начинает переворачиваться, сидеть, ползать или ходить. Движимые желанием развивать своего ребёнка или необходимостью поправить ему здоровье, родители малыша либо обращаются к платным массажистам, приходящим на дом, либо при отсутствии денег, желания или по другим своим причинам проходят массаж в поликлинике.
Оговорюсь сразу, что до получения собственного опыта в основном я слышала обычно рассказы о том, как малышу не нравился массаж, он плакал. Понятно, конечно, что это были мнения, ограниченные моим кругом знакомств. Но радужные мечтания о безболезненности или отсутствии недовольства у малыша пропали. Я была даже немного испугана. Первым сигналом моей интуиции было впечатление от нашего массажиста. Это была женщина 35-40 лет, с лицом, не очень располагающим к себе. Но придя домой, я решила не накручивать себя и настроиться на лучшее. Малышу (хотя ему исполнилось всего 4 месяца) я объяснила, что мы придём на массаж, там будет тётя, которая будет делать ему массаж, как мама, но немного по-другому, а папа будет ждать нас в коридоре.
Уже стоя в коридоре на следующий день, моё сердце обрывалось, когда за дверью нашего кабинета я слышала плач ребёнка и то, что его никак не жалеют и не успокаивают. Напротив, массажист и бабушка, пришедшая с ребёнком, болтали о каких-то отвлечённых темах, причём довольно долго, т.е. не в то время, пока они одеваются. Чтобы не слышать плач ребёнка (которому я очень сочувствовала), я ушла с малышом подальше.
Наконец нас пригласили, сказали раздеваться. Ждать массажистку пришлось ещё минут 5-7 пока она бегала за мылом и халатом, которые им как раз выдавали. Надо сказать, что мой малыш и так мёрзнет сильно, так что начинает икать и вся кожа его становится «мраморной». Мне же и в зимних сапогах было не жарко. Я накрыла его пелёнкой и принялась развлекать, ожидая специалиста.
Массаж начался. Я забыла масло, но массажистка (к счастью!) не стала на нас ворчать. Я посчитала это хорошим предзнаменованием. Напрасно! Только начав делать манипуляции с ребёнком, она начала зачем-то (это я пойму потом) рассказывать сплетни о своих знакомых, употребляя с незнакомым для себя человеком слово «херня», например. Мне оставалось только кивать и молчать, т.к. поддерживать этот словесный мусор не было никакого желания. Было чувство неприятного удивления. Не встретив понимания, как с предыдущей бабушкой, она просто замолчала. Я разговаривала с ребёнком, т.к. он начал покряхтывать, но держался очень даже хорошо. Я хотела узнать, что за массаж нам прописали и в чём его особенности, спросив: «А этот массаж на какие-то определённые зоны? (в направлении нам написали «избирательный массаж»). На что массажистка ответила: «Да, это определённые зоны и техники». И опять было молчание. Малыш уже плакал. Я ему очень сочувствовала, но тётя не обращала на это никакого внимания, типа «плачет, ну и пусть дальше плачет». К концу мой малыш уже так разревелся, что ничего не видел и не слышал, подбородок его трясся, он орал, как давно не орал. Она сказала ему: «Ну чего ты!» (не слишком приветливо), развернула для следующей манипуляции и больше ни сказала ни слова. Я желала, чтобы это побыстрее окончилась, я успокивала малыша и мы бы поехали домой. Для приличия сказала на прощание: «Спасибо. До свидания!». Мне ответили: «До завтра». Массажист ушла, а мамочка со следующим ребёнком пришла раздевать грудничка. Я спросила, нравится ли ей массаж. Она сказала «да» и выглядела довольной. Другая мамочка, ожидавшая приёма у нашего специалиста, сказала, что ей не понравилось, но сослалась на ребёнка, который не любит лежать на животике и потому плачет. Однако по лицу было видно, что ей не по себе и она где-то в глубине всё же переживает.
Не отходя от кабинета, я рассказала всё мужу. Самым главным моментом, который отметил и он после моего рассказа, было то, что технически может всё и правильно мялось, но отношение к ребёнку было, как вещи или тесту. С ним не поздоровались, не установили НИКАКОГО контакта, не пытались как-то утешить боль словами. Ребёнок был бледный и умотанный. Мы поехали домой, решив, что сюда мы больше не вернёмся.
Ещё целый день я пыталась успокоиться, разговаривая с мамой и подругами, с которыми имею одинаковый взгляд на воспитание детей. Всех поразил тот же факт, что и меня, а именно отсутствие контакта с ребёнком.
Почитав на форуме отзывы о пройденных массажах других мамочек, я отметила тенденцию некоторых из них говорить, что плач у ребёнка во время массажа – это нормально. Одна мамочка на это написала: «Значит, отсутствие плача – это ненормально?» Ответ на этот вопрос я нашла в ссылках на разные книги о массаже. Там говорилось, что ПЕРВЫМ делом должен быть установлен контакт с ребёнком. А ещё особенно отмечалось, что когда ребёнок плачет, то тело его зажимается и мять его бесполезно и даже вредно (не говоря уже о психике!). Ребёнок на массаже должен быть расслаблен, а для этого, как я знаю, он должен доверять, т.е. чувствовать себя безопасно и комфортно. Из отзывов знаю, что некоторые массажисты используют для этого песенки, потешки, шутки-прибаутки, берут детей на руки, дают им время отдохнуть, предугадывают их плач и меняют их положение, разрешают маме покормить деток и др. Конечно, можно сослаться, что в поликлинике такой поток, что на индивидуальный подход не хватит никакого времени. А за такие деньги… И понеслось рассуждение, как же медикам тяжело жить на маленькую зарплату. Меня это уже не касается. Благодарности за данный массаж я не испытываю и освобождаю время для других детей. Безусловно, найдутся мамочки, которые вытерпят такое издевательство на детьми, и которые не увидят и не почувствуют в этом ничего страшного. Тут у меня возникают предположения о том, какие же нужно выстроить внутри психологические защиты и мамам и таким массажистам, чтобы слышать каждый день ор детей и ничего не менять. Становится ясным, зачем таким специалистам говорить на отвлечённые темы, ведь включаться эмоционально не хочется и не видится необходимости. А ребёнок по их представлению (это я уже додумываю) «ещё ничего не понимает, поплачет, поплачет и забудет». Согласна, что так и будет. Однако потом он попадёт ко мне на консультацию, если, конечно, его мама хоть как-то ещё будет интересоваться его психологическим благополучием. Знаю, что меня не поймут многие. Но многие найдут в этом случае нечто похожее на свой опыт. И именно таких родителей я хочу поддержать. Понимаю, что только мы можем и ДОЛЖНЫ защитить деток от психологического и физического насилия. Предлагаю полагаться на свою интуицию, и если она сигналит о неладном, обратить на её сигналы внимание и принять правильное решение.
Позднее я услышала то, что хотела: действительно, есть хорошие массажисты, пунктуальные, доброжелательные, профессионалы своего дела, чувствующие детей и желающие лечить, а не калечить.
Да, мы будем платить деньги пока это возможно. Если это необходимо, чтобы по возможности сохранить здоровье своего ребёнка. Чтобы не подорвать его доверию к миру в целом, к нам, тем, кто является его миром на данный момент. Я хочу сама создавать необходимую мне реальность, и в ней будут люди, любящие детей, а не ненавидящие их.

© копирование материалов без разрешения автора запрещено

Комментариев нет:

Отправить комментарий